НАЗАД

2.1. ПРОСТЫЕ ОПЫТЫ С МИКРОСХЕМОЙ К155ЛА3

1. Изучение логического элемента "НЕ". Логические элементы реализуют основные логические функции "И", "ИЛИ", "НЕ". Микросхема К155ЛА3 содержит четыре логических элемента "2И--НЕ" (рис. 1). Выводы микросхемы пронумерованы так: смотрим на микросхему сверху, если ключ расположен слева, то левый нижний вывод -- 1, рядом -- 2, ... , правый нижний --- 7, правый верхний --- 8, рядом --- 9, ... , левый верхний вывод --- 14. Питание: на 14 вывод подают + 5 В, 7 вывод соединяют с общим.

Соедините входы 1 и 2, а между выходом 3 и общим подключите светодиод с резистором 200 ом. Подайте на вход лог. 1, то есть напряжение высокого уровня + 5 В (x=1). Если светодиод горит, то на выходе 3 лог. 1 (y=1). Если светодиод не горит, то на выходе 3 лог. 0 (y=0). Подайте на вход лог. 0 (напряжение низкого уровня), соединив его с общим. Горит ли светодиод? Что это значит?

Рис. 1. Цифровая микросхема К155ЛА3. Схема триггера.

Рис. 1. Цифровая микросхема К155ЛА3. Схема триггера.

Аналогичным образом изучите работу логического элемента "2И--НЕ". Между выходом 3 и общим подключите светодиод с резистором. На вход 1 подайте лог. 1 (x1=1), на вход 2 --- лог. 0 (x2=0). Каково состояние выхода 3 (y)? Подавая различные напряжения на входы логического элемента, заполните таблицу истинности.

Изучите работу логического элемента "2И". Если к выходу элемента "И--НЕ" подключить элемент "НЕ", то получится логический элемент "И". Заполните таблицу истинности.

2. Асинхронный RS--триггер. Триггер --- схема, находящаяся в одном из двух устойчивых состояний, способная формировать два значения выходного сигнала и скачкообразно изменять эти значения под действием входного сигнала. Асинхронный RS--триггер состоит из двух элементов 2И--НЕ, соединенных симметрично (рис. 1.2). Он имеет два входа: S --- set (установить), R --- reset (переустановить). При подаче на оба входа лог. 1 реализуется режим хранения информации, если на один из входов подать лог. 0, а на другой -- лог. 1, то триггер перейдет в одно из двух устойчивых состояний. Триггер способен хранить 1 бит информации.

3. Изучите работу цифрового генератора. Соберите схему, изображенную на рис. 2, к выходу подключите осциллограф и пронаблюдайте генерируемые импульсы. Изменяя сопротивление резистора и емкость конденсатора, изучите зависимость частоты импульсов от сопротивления R1 и емкости C1 на качественном уровне.

Рис. 2. Генератор прямоугольных импульсов.

Рис. 2. Генератор прямоугольных импульсов.

С помощью осциллографа измерьте период генерируемых импульсов T, найдите их частоту f=1/T. Сравните T с временем заряда конденсатора τ=R1C1.


ВВЕРХ