НАЗАД

ВВЕДЕНИЕ

30 лет назад не было ни компьютеров, ни Интернета. Мало кто слышал о языке Pascal, об искусственном интеллекте говорили, как о чем-то далеком. Людям присуща потребность самовыражаться: кто занимался садоводством, кто ходил в походы, кто увлекался фотографией и т.д. Молодые люди, интересующиеся техникой, в свободное время занимались автомашинами и радиоэлектроникой.

С появлением доступных персональных компьютеров появилась возможность "творить" программы, создавать новый информационный продукт: электронные книги, цифровые фотографии, аудио и видеозаписи. Все понимают, что в будущем каждому придется использовать информационные технологии, --- и школьники, и студенты осваивают программирование, учатся работать с современными программными приложениями, компьютерными сетями, фото- и видеокамерами, стремясь стать "продвинутыми пользователями ЭВМ". Все это хорошо, однако умение обращаться с паяльником и собирать простые схемы на двух-трех транзисторах или микросхемах по прежнему остается важным. В первую очередь это относится к школьникам и студентам, решившим связать свою жизнь с техникой.

Книга в первую очередь ориентирована на учителей и преподавателей физики и электроники, руководящих учебными исследованиями школьников и студентов. В последнее время получил распространение метод проектов: формулируется проблема, которая может иметь как чисто теоретическое, так и практическое значение, учащийся изучает литературу, выполняет необходимые расчеты, создает компьютерную модель объекта исследования, собирает прибор, проводит эксперимент, результаты размещает в сети Интернет или рассказывает о них на конференции. При этом важно, чтобы учащийся или студент самостоятельно решил основную проблему своего исследования, своими руками собрал прибор, выполнил опыт.

Метод проектов имеет определенные преимущества:

1. Развиваются исследовательские умения учащихся, их творческие способности.

2. Повышается качество обучения за счет осмысленного отношения учащихся к своей работе.

3. Формируются умения и навыки решения теоретических и практических задач, возрастает уверенность в собственных силах.

4. Появляются новые возможности осуществления индивидуального подхода к каждому обучаемому.

5. Повышается интерес учащихся к соответствующей дисциплине и ответственность за выполненную работу.

Изучение электроники будет эффективным лишь тогда, когда оно опирается на практический опыт собирание схем и их экспериментальное изучение. Цель работы -- заинтересовать преподавателей и студентов в выполнении исследовательских проектов по электронике. Настоящее пособие содержит описания достаточно простых приборов, которые могут быть изготовлены почти в домашних условиях. Чтобы понять принцип их действия, читатель может обратиться к учебнику по электронике или другой специальной литературе (список рекомендуемых изданий приводится).

В книге приводятся не очень презентабельные фотографии некоторых устройств, собранных буквально на куске картона, пластине фольгированного гетинакса и т.д. Автор осознает, что не все из представленных приборов эстетичны, и приносит свои извинения. Тем не менее рассмотренные устройства работают! Глядя на эти картинки, каждый понимает, что в обсуждаемых схемах нет ничего сложного, что и он способен сделать нечто подобное и даже лучше.

Большая часть обсуждаемых схем и опытов с ними широко известна. Определенную методическую новизну можно найти в экспериментах с аналого-цифровым преобразователем и системами автоматического управления (пп. 3.2, 3.4 и 3.5). Тем не менее на основе любой из рассмотренных схем можно организовать полноценное учебное исследование. Практически все схемы апробированы на лабораторных занятиях по электронике (Глазовский филиал ИжГТУ) или при выполнении студентами курсовых и дипломных работ (Глазовский педагогический институт).


Интерес к электронике и умение собирать схемы автор приобрел в результате работы в лаборатории "Учебный физический эксперимент" Глазовского государственного педагогического института (руководитель -- Майер Валерий Вильгельмович).


ВВЕРХ