1. Проблема классификации фактов. Формирование у учащихся эмпирических знаний -- многогранный процесс, результат которого определяется множеством факторов. Рассматриваемые в курсе физики факты и эксперименты, с помощью которых они были установлены, с точки зрения изучения их учащимися, не равнозначны. Например, факты существования отражения света, магнитного поля, силы трения достаточно легко изучаются школьниками даже без демонстрационного эксперимента, так как с этими явлениями они встречается в повседневной жизни. Факты существования интерференции световых волн, резонанса, наличия двух родов электричества могут быть установлены и изучены с помощью учебного эксперимента. Факт существования ядерных реакций или нейтрона не может быть установлен средствами учебного эксперимента и рассматривается исключительно на умозрительном уровне. Поэтому прежде чем начать исследование процесса формирования эмпирических знаний, необходимо упорядочить факты, выявить их классы. Подобная классификация является одним из первых этапов исследования элементов учебного материала, ее реализация позволяет лучше понять общие принципы и тенденции их усвоения. В настоящее время широкое распространение в гуманитарных исследованиях получил метод автоматической классификации, называемый также кластерным анализом [1-5, 7, 8, 14, 15]. Его преимущество над умозрительной классификацией состоит в объективности результатов и возможности учета нескольких характеристик классифицируемых объектов. Метод кластеризации наиболее эффективен, когда неизвестны исходное естественное распределение объектов, количество и состав классов.
2. Экспертная оценка дидактических характеристик учебного факта.
Метод кластерного анализа многомерных объектов требует установления
основных признаков, характеризующих данные объекты, и их измерение
или оценку.
Основными факторами, определяющими характер усвоения физического факта,
как показано в [9], является среда, то есть совокупность физических
явлений, окружающих человека,
и учитель, излагающий изучаемый материал на умозрительном уровне или
с опорой на систему учебных опытов и наблюдений.
Поэтому в качестве дидактических характеристик учебного факта нами
выбраны следующие: В состав экспертной комиссии вошли специалисты с высшим педагогическим образованием, преподаватели педагогического института и учителя физики. Так как все эксперты достаточно хорошо владеют школьным курсом физики и методикой его преподавания, то будем считать, что коэффициент компетентности у них одинаково высок и равен 1.
Используемые нами результаты получены в процессе проведения педагогической
экспертизы по двум различным методикам. Экспертиза 1 состояла в
следующем: эксперту предоставлялись карточки с названиями физических
фактов, листы с оценками
Методика проведения экспертизы 2 предусматривала заполнение
экспертом специального бланка, в котором он ставил оценки
Полученные таким образом результаты были обработаны методом среднего
так, что каждый из оцениваемых фактов имел свои значения ![]()
где
После первичного тестирования проводилось повторное собеседование с экспертами об отдельных ответах с целью повышения надежности метода. Расчет коэффициентов корреляции по результатам экспертизы 1 по карточкам дает значения, лежащие в интервале 0,7-1, что свидетельствует о хорошей согласованности экспертов. 3. Сущность кластерного анализа. Задача кластерного анализа состоит в классификации многомерных объектов, свойства которых характеризуются несколькими параметрами. Сущность метода кластерного анализа состоит в последовательном объединении (разъединении) групп объектов начиная с самых близких (далеких) [1, 2, 4, 7, 14, 15]. Нами используется агломеративная процедура, состоящая в образовании множества мелких кластеров из наиболее сходных объектов и их последовательном объединении. В качестве меры близости двух объектов, как правило, используется геометрическое расстояние между точками, соответствующими этим объектам, в пространстве, образованном характеристиками, по которым осуществляется классификация.
Используемый алгоритм иерархической кластеризации состоит в
последовательном повторении цикла из трех операций: 1) нахождение
пары наиболее близких объектов
Рассмотрим множество из ![]()
На начальном этапе считают, что каждый объект образует кластер
с весовым коэффициентом 1. Для каждой пары объектов определяют
меру близости ![]() ![]()
В результате Нами была написана программа на языке Pascal, обеспечивающая кластеризацию двух- и трехмерных объектов по изложенному выше алгоритму. Использование этой программы позволяет осуществить естественную классификацию физических фактов и определить координаты центров получившихся кластеров. Кроме того, программа рисует облако точек, соответствующее классифицируемым объектам, на координатной плоскости и в трехмерном пространстве, позволяя вращать картинку для выбора удобного ракурса просмотра.
4. Результаты кластеризации физических фактов.
Использование разработанной программы позволяет осуществить естественную
классификацию физических фактов и определить координаты центров
получившихся кластеров. На рис.1, а также на рис.2, 3 и 4 показаны
распределения кластеризуемых объектов на координатных плоскостях,
получившиеся в результате проведения предварительной и окончательной
экспертизы. Каждому объекту с характеристиками
Анализируя представленные распределения фактов, можно выделить
следующие закономерности: 1) чем больше возможность ![]()
Как видно из рис.1, в двухмерном пространстве признаков Аналогичная картина наблюдается на рис.2, соответствующая результатам экспертизы 2 с 15 экспертами. На нем хорошо выражен кластер 2, объединяющий в себе факты, которые можно экспериментально установить в условиях обучения, но невозможно установить в повседневной жизни. ![]()
Как видно из рис.4, вся совокупность фактов в пространстве
признаков Таблица 1
На рис.5 приведено облако точек, соответствующее распределению
фактов в трехмерном пространстве признаков Кластеризация фактов по этим трем параметрам на основе данных, полученных во второй экспертизе, позволяет подтвердить предложенную в [9] классификацию, согласно которой физические факты могут быть разделены на три категории: 1. Факты, которые могут быть экспериментально установлены учащимися в повседневной жизни. 2. Факты, которые невозможно экспериментально установить в повседневной жизни, но можно установить в условиях обучения. 3. Факты, которые не могут быть экспериментально установлены в условиях обучения. В таблице 1 приведены списки фактов, входящих в первую, вторую и третью категории. С ее помощью можно определить, к какой категории относятся и другие физические факты, не рассматриваемые в данной работе. Автор выражает благодарность В.Ю.Дерябину за помощь в написании программ. Литература 1. Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений.-- М.: Статистика, 1974.-- 240 с. 2. Битинас С. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии.-- Вильнюс, 1971.-- 347 с. 3. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. Л.И.Хайрусовой; Под ред. Ю.П.Адлера.-- М.: Прогресс, 1976.-- 495 с. 4. Жамбю М. Иерархический кластер-анализ и соответствия / Пер. с франц. Б.Г.Миркина.-- М.: Финансы и статистика, 1988.-- 342 с. 5. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / В.Г.Андреенков, Ю.Н.Толстова.-- М.: Наука, 1987.-- 255 с. 6. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк.-- М.: Просвещение, 1992.-- 191 с. 7. Классификация и кластер / Под ред. Дж. Вэн Райзина / Пер. с англ. П.П.Кольцова; Под ред. Ю.И.Журавлева.-- М.: Мир, 1980.-- 388 с. 8. Королев Ю.Г. Метод наименьших квадратов в социально-экономических исследованиях.-- М.: Статистика, 1980.-- 112 с. 9. Майер Р.В. Моделирование процесса формирования системы эмпирических знаний // Проблемы учебного физического экперимента. Вып.2.-- Глазов: ГГПИ, 1996.-- С. 21-25. 10. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учеб. для 10 кл. сред. шк.-- М.: Просвещение, 1990.-- 223 с. 11. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк.-- М.: Просвещение, 1993.-- 254 с. 12. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. для 7 кл. сред. шк.-- М.: Просвещение, 1989.-- 175 с. 13. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк.-- М.: Просвещение, 1993.-- 191 с. 14. Репин С.В., Шеин С.А. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ: Пособие для исследователей гуманит. спец.-- Минск: Университетское, 1990.-- 128 с. 15. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Пер. с англ. Дж.-О. Ким, Ч.У.Мюллер, У.Р.Клекка и др.-- М.: Финансы и статистика, 1989.-- 215 с. 16. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.-- М.: Педагогика, 1989.-- 152 с. Майер Р.В. Классификация учебных фактов методом кластерного анализа // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных и методических работ. Выпуск 5. --- Глазов: ГГПИ, 1998. -- С.12-19. ВВЕРХ
|